Учитывая высокую концентрацию сывороточных специфических иммуноглобулинов преимущественно класса JgM, можно использовать серологические методы диагностики: РНГА – диагностический титр 1:256 достигает эффективности в 84,2% случаев; РЭМА – диагностический титр 1:100, эффективна у 92% больных. Реакции, к сожалению, могут давать ложноположительные результаты с сывороткой инвазированных фасциолами, дикроцелиями и другими гельминтами. Диагноз может быть подтвержден через 1 – 1,5 месяца на основании обнаружения яиц описторхов.
Для диагностики хронической фазы используют паразитологический метод, основанный на обнаружении яиц описторхов в дуоденальном содержимом или фекалиях.
При дуоденальном зондировании необходимо исследовать все три порции (А, В, С), что удается не всегда из-за частой дискинезии желчевыводящих путей. Отрицательная порция А диагностического значения не имеет, такое зондирование требует повторения. С целью «провокации» яйцевыделения рекомендуется прием обследуемым 1,0 – 2,0 г хлоксила накануне зондирования. Отцентрифугированный осадок желчи наносят на стекло и тщательно микроскопируют при малом увеличении микроскопа.
Наиболее эффективными методами копрооовоскопической диагностики являются метод эфир-формалинового осаждения яиц, метод эфир-уксусного осаждения и толстый мазок по Като.
Лечение больных описторхозом, как в острой, так и в хронической фазах должно быть комплексным с соблюдением принципа сочетания патогенетической и этиотропной терапии.
Этапность в схеме лечения предусматривает: подготовку, назначение антигельминтного препарата на фоне патогенетической терапии, реабилитацию, диспансеризацию, контроль эффективности лечения.
Лечение больных в острой фазе направлено прежде всего на купирование аллергических реакций и связанной с ними органной патологии. С этой целью назначают антигистаминные препараты (димедрол, супрастин, тавегил), хлористый кальций, седативные средства (препараты валерианы, брома). В качестве противовоспалительных препаратов, с учетом развития васкулитов, назначают салицилаты, бутадион, аскорутин.
Освобождение от инвазии не обеспечивает полного восстановления функциональных и органических нарушений гепатобилиарной системы, желудочно-кишечного тракта, системы иммунитета и микроциркуляции. В связи с этим больные нуждаются в проведении реабилитационного лечения, индивидуализированного с учетом оставшейся патологии.